воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Казахстан: Плодитесь и неситесь

Фураж Он-Лайн

Программу развития агропромышленного комплекса республики до 2020 года должны разработать до конца текущего месяца. Премьер-министр Серик Ахметов заявил об этом в ходе заседания коллегии Министерства сельского хозяйства ровно неделю назад. Рекордно урожайный 2011 год канул в историю. Неурожайный прошлый, больнее всего ударивший по отечественному животноводству, икается и поныне.

Валовой доход животноводства всех категорий хозяйств за 2012 год в денежном выражении составил 1 млрд 015 млн 553,9 тыс. тенге, что соответствует 52,3% всей валовой продукции сельского хозяйства, пишет на страницах «Мегаполиса» старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестицийЕрлен Бадыхан.

Однако индекс физического объёма валовой продукции животноводства в январе-декабре 2012 года относительно итогов 2011 года снизился на 3,9% и составил 96,1%. Основные показатели отрасли животноводства за минувший год - в этой таблице.

Как видим, в 2012 году рост продемонстрировали только два показателя – поголовье лошадей и домашней птицы. Значит, в 2012 году произошло снижение поголовья скота и валового производства продукции.

Для нашей страны состояние животноводства определяет уровень продовольственной безопасности и социально-экономическую обстановку в обществе. Между тем современное состояние отрасли в Казахстане характеризуется общими для всех видов животноводства проблемами: низкой эффективностью мелких хозяйств, отсутствием в отрасли крупных коопераций, как в растениеводстве, и недостаточной конкурентоспособностью продукции на внутреннем и внешнем рынках.

По сравнению с ведущими производителями других стран низкая конкурентоспособность предприятий животноводства выражается в значительно меньшей экспортной активности и исключительной ориентации на внутренний рынок. Мелкие хозяйства ориентированы на региональный рынок ввиду низкой рентабельности бизнеса, отсутствия необходимости выплат заработных плат и затрат на инвестиции, опираясь при этом на вконец изношенные основные фонды. Очевидно, что развитию животноводства мешают четыре ключевых фактора.

Первый - нехватка кормов. Именно это сдерживает развитие животноводства. Напомню: основу кормовой базы составляют естественные пастбища, полевое кормопроизводство (включая сенокосы) и комбикормовая промышленность. В нашем климате скот выпасают весной-летом-осенью – в зависимости от региона.

По данным Института мировых ресурсов, на конец 2012 года пастбищные земли в Казахстане занимают 188 млн гектаров. Но свои водоёмы имеют 60% существующих пастбищ. И это здорово снижает результаты выпаса. А общее состояние пастбищ? Сегодня значительная их часть деградировала и непригодна для использования. В частности, в Атырауской и Актюбинской областях. В целом по стране территория деградированных земель составляет более 48 млн гектаров – это 26% от общей площади. К слову, в стране снизилась активность мониторинга и инспекции пастбищных угодий. В первую очередь из-за нехватки средств. Но ни для кого не секрет, что у отдельных юридических и физических лиц в собственности – сотни и тысячи гектаров неиспользуемых пастбищ. Ожидаемое принятие Закона «О пастбищах», вероятно, может упорядочить и систематизировать работу в этом направлении. Но гарантий, понятное дело, никто не даст.

А ещё не хватает площадей для кормовых культур. В последние годы удельный вес зерновых в полевом севообороте доходил до 85%, что привело к сокращению площадей под кормовые культуры и, разумеется, к дефициту кормов. Площадь естественных и сеяных сенокосов в Казахстане составляет около 5 млн гектаров. Площадь пашни для выращивания кормов – около 2,4 млн гектаров. Обеспеченность грубыми и сочными кормами на одну условную голову в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах составляет 6–7 центнеров вместо 14–15 нормативных центнеров. Кормозапас пастбищ, обеспеченных источниками воды на землях сельскохозяйственного назначения, составляет около 7 млн тонн кормоединиц при средней продуктивности пастбищ 150–180 кормовых единиц с гектара.

Отсюда вырастает проблема низкого качества кормов – вследствие нарушения агротехнологий производства и заготовки. Отсюда же и рост себестоимости производства кормов, что негативно отражается на общей себестоимости животноводческой продукции. Неудивительно, что значительно снизилось производство кормов с использованием прогрессивных технологий (в т.ч. силоса с использованием химконсервантов, сена с активным вентилированием, приготовление травяной резки). Применение органических и минеральных удобрений в кормопроизводстве отстаёт от нормативных требований. В то же время при относительно высоком уровне производства продовольственного зерна общая обеспеченность животных концентратами составляет около 80% от потребности. Это говорит о том, что у нас не уделяется внимание производству кормового зерна.

Вторая причина - низкая породность скота. Согласно последним оценкам доля племенного скота составляет 2% от всего поголовья мясного КРС - примерно 120 тысяч голов.

Мировые нормативы ежесуточного привеса молодняка большинства породистых животных составляют 1-1,5 килограмма в сутки. А у нас - примерно 400 граммов. В рамках «Проекта развития экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота Республики Казахстан» в 2012 году было завезено 10766 голов КРС почти за 62 млн долларов (около 5700 долларов за голову КРС). А планируют завезти ещё 72 тысячи голов!

Сегодня в селекционно-племенной работе внедряют новые технологии, но ощутимых результатов пока не видно - первые результаты от проекта по мясному экспорту ожидаются к 2016 году. Откуда? Обратимся к «нашим баранам». На конец прошлого года в Казахстане числились: овец – 2 млн голов (11% от общего поголовья), свиней – 150 тыс. голов (14% от общего поголовья), лошадей – 100 тыс. голов (6% от общего поголовья), верблюдов - 17 тыс. голов (10%). Однако в сравнении с КРС значимость породистости других видов домашнего скота, ввиду их меньшего количества, не так ощутима.

Третья проблема - концентрация поголовья у частников. Это 78% поголовья! Что затрудняет селекцию, применение прогрессивных технологий содержания и кормления, не даёт возможности выращивать скот с применением научных методов. А у государства нет возможности полноценно контролировать все хозяйства. Понятно, что, прежде всего, страдает племенная работа. Наряду с этим возникает проблема и с воспроизводством животных. Откуда у фермера с его 3–4 коровами-быками шансы получить государственные субсидии для покупки маточного скота? Для получения субсидий мелким хозяйствам надо объединяться. Иначе все экспортные прожекты так на бумаге и останутся. Особенно в свете предстоящего вступления в ВТО. Конкурировать с иностранными поставщиками смогут только крупные объединения.

Четвёртая проблема - ветеринарное обслуживание. По данным Минсельхоза, в 2012 году эпизоотическая ситуация оставалась напряжённой. С января по сентябрь на территории страны зарегистрировано 149 эпизоотических очагов. К январю текущего года идентификация животных по заболеваниям не проведена. Большая часть поголовья – в частных руках. Полноценно охватить его вакцинацией от основных видов заболеваний почти невозможно.

Кстати, о ветеринарных кадрах. Специальность «ветеринария» не является приоритетным направлением в профессиональной сфере. В стране не хватает таких работников. А низкий уровень действующих лишь ухудшает эпизоотическую ситуацию.

Тут же стоит вспомнить о скотомогильниках. Павших животных хоронят или сжигают неподалёку от населённых пунктов без должной санитарной обработки, что приводит к многолетним очагам заражения. Из существующих убойных пунктов почти 20% не функционирует.

Вместо эпитафии

Что мы имеем в итоге? На столе казахстанцев мясо – не важно, кудахтало оно, мычало, блеяло или хрюкало – в основном импортное. Ситуация усугубляется проблемами по импортно-экспортным отношениям Казахстана и стран-партнёров по Таможенному союзу. В частности, по соглашениям рынков сбыта продукции животноводства: российских и белорусских «окороков» на наших прилавках куда больше, чем отечественных. Это сухая статистика, которая подтверждает тезис о завышенных квотах для государств ТС. К примеру, квота Казахстана составляет 15 тыс. тонн мяса. Квота России – 500 тысяч тонн. Обидно? Да. Но когда мы достигнем паритета – ни один министр сельского хозяйства Казахстана не скажет. Кто в этом виноват? Наверное, кто-то в правительстве уже догадывается…


http://www.furazh.ru/n/7D6B

Источник: Газета Мегаполис

Новости по теме:
Доля племенного скота в южноказахстанском стаде достигает 30%
Казахстан: Земля под ногами животноводов
Казахстан: Мясное и молочное животноводство должны идти рука об руку - эксперт
Казахстан: Животноводы получат господдержку
АО «КазАгроИнновация» создало в СКО оценочную станцию быков мясных пород

Комментариев нет:

Отправить комментарий